Введение в Средневековье

Социальная теория рассматриваемого нами периода основывалась на разделении общества на три сословия, согласно божественной воле: духовенство, которое должно было молиться и вести людей к спасению; знать, на которую возложена защита народа от врагов с оружием в руках и установление порядка и правосудия; чернь – крестьяне и горожане, которые должны кормить и одевать своим трудом два высших сословия. Духовенство очень хорошо подавало эту формулу следующим примером – общество устроено подобно человеческому телу: священники являются его головой и глазами, знать это руки, деревенский и городской люд это ноги – основа на которой зиждется все остальное. Изменять этот порядок никому не могло и в голову прийти. Все устроено хорошо, потому что устроено Богом! Вся та несправедливость, которая могла встречаться в мире, вызвана не недостатками его устройства, а слабостью человека. При этом одна из характерных свойств средневековья это пренебрежение, презрение и даже отвращение сеньоров-землевладельцев к крестьянам и ремесленникам, труд которых позволял им жить. Для рыцаря и барона – крестьяне не более, чем источник дохода, материальная ценность. В мирное время их душат налогами, могут продать вместе со всей семьей или по отдельности, а военное время грабят, топчут посевы, жгут дома и убивают на вражеской земле, что бы нанести ущерб доходам противника. К горожанам относятся более снисходительно, потому, что развитие городов, принадлежавших сеньорам это залог их процветания. Впрочем, города жгут и разоряют в точности также, как и деревни.

Отношение к простолюдинам в среде духовенства было не многим лучше. Так, священник Готье де Куэнси в своей работе «Чудеса Богоматери» говорит: «Насколько жестка их шевелюра, настолько глупа и голова, в которую ничему благому не войти». Однако, среди священников и монахов все же можно найти тех, кто еще проповедовал теории об изначальном равенстве людей, их братском долге, о презрении к богатству и силе, о необходимости приходить на помощь бедным и несчастным, и защищать слабых от могущественных.

Во многих средневековых поэмах простолюдин был синонимом труса. Знатный человек чурается и избегает черни, т.к. любые отношения с простолюдином могут бросить тень на его репутацию. Даже если мы говорим об отношениях в среде третьего сословия, то следует отметить, что горожане презирали крестьян не меньше, чем сеньоры. Городская литература того времени описывает крестьян, как людей обладавших физическими и моральными уродствами. Авторы этих сатирических и поучительных рассказов доходят порой до чрезмерных вымыслов. Приведем несколько отрывков из фаблио Рютбефа: «Говорят, что они (крестьяне) едят чертополох, колючий кустарник, терновник и просто солому, а по воскресеньям сено. И будто бы видели, как они пасутся на равнинах вместе с рогатым скотом и ходят совсем голыми и на четвереньках». Эти люди в высшей степени неопрятны, вечно недовольны и злобны. В одном из фаблио Рютбеф говорит, что дьяволу в аду не нужны крестьяне, т.к. они очень плохо пахнут. «Все им не нравится, все вызывает досаду. Они бранят хорошую погоду и ненавидят дождь. Они отвращаются от Бога, если он не посылает им то, чего они от него требуют». Они грубы и необузданны, и обращаются со своими женами, как с вьючным скотом. Один из них таскает жену за волосы и бьет, не будучи в гневе, а просто из следующего соображения: «Надо, что бы у нее было занятие, покуда я буду в поле: бездельничая, она бы думала о дурном, а если я побью ее, она проплачет весь день, что позволит ей скоротать время, а вечером, по моему возвращению, она будет только нежнее». Женщина-простолюдинка довольно часто описывается, как существо низшее, которое можно бить и не кормить: «Бог создал женщину из ребра Адама, а кость не чувствует ударов и не нуждается в пище».

Таковы вкратце некоторые средневековые обычаи и нравы знати в эпоху, которую мы будем пытаться воссоздать на нашей игре – время противоречий, но время яркое и насыщенное событиями и чувствами, близкими нам и сегодня.